Европейский взгляд на Абхазию, часть III. Республика Абхазия: Рай в подвешенном состоянии. Фильм Box2 TV.
Святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит прибыли некогда в Абхазию для того, чтобы проповедовать Слово Божие. Как считают, Святой Симон был обезглавлен, и похоронен здесь – в Новом Афоне, который раньше назывался Псырцха. Именно здесь стоит Церковь, построенная в IX – X веках и посвящённая этому святому.
Но всё же, большинство сегодняшних паломников прибывают в Новый Афон, чтобы поклониться Туризму, а не Богу. Над Новым Афоном возвышается Анакопия – древняя столица Абхазии. Окружающая её стена датируется IV – V веками, тогда как находящаяся внутри неё Церковь была построена в VII – VIII веках.
По указу императора Юстиниана на территории Абхазии были созданы две Епархии. Первая, как мы уже видели, была в Пицунде, а вторая здесь – в Анакопии. Вполне логично, что продолжая наш обзор абхазской истории, мы находимся именно здесь – в Анакопии – в древнем центре власти. Потому что именно под этими стенами в 737 году арабская армия под командованием Мурвана-ибн-Мухаммеда, прозванного Мурваном Глухим, потерпела поражение.
Это поражение послужило возвышению Леона I – правителя Абхазии – который сумел значительно усилить свои позиции в Западном Закавказье. Вслед за этим, использовав ослабление Византийской мощи в конце VIII века, его последователь – Леон II – сумел расширить свои владения путём захвата значительной части территории соседней – западной – Грузии. Он захватил земли вплоть до Ливских гор, которые издавна служили в качестве разделительной линии между западными провинциями Грузии с одной стороны и её центрально-восточными провинциями с другой.
Леон принял на себя титул Царь Абхазов, и это абхазское царство, которое продолжало включать в свою территорию то, что сейчас является западной Грузией, существовало около двух столетий – приблизительно между 770 и 978 годами. В течение этого периода термин Абхазия, на каком бы языке тот или иной исторический документ не был написан, относился ко всей территории, находившейся под властью царя Абхазии.
Столица царства была перенесена в конце VIII века отсюда – из Анакопии – в Кутаиси, который сейчас является вторым по величине городом в Грузии, лежащим в западной провинции Имерети. В 1008 году Баграт – известный, как Баграт II в соответствии с абхазской традицией, но как Баграт III в согласии с грузинской традицией – был первым царём объединённого Царства Абхазов и Грузин.
Баграт построил эту величественно расположенную Церковь в XI веке. Церковь возвышается над селом Бедия в Ткуарчалском районе Абхазии. Внутри Собора имеется фреска, умышленно повреждённая, на которой изображён Баграт, как основатель Церкви.
С XIII по XIV века генуэзцы основали свои торговые фактории по всему побережью Чёрного моря, включая и Абхазию. Интересно отметить, что до появления монголов в середине XIII века, термин Абхазия в различных письменных источниках приобрёл ещё более широкий территориальный смысл. В период совместного Царства абхазов и грузин, он стал нередко использоваться в качестве синонима названия Грузия, и объяснением этому, несомненно, служит та совершенно фундаментальная роль, которую сыграли абхазы в создании этого совместного Царства.
В начале XVI века Османская Турция, благодаря своему господствующему положению на Чёрном море стала оказывать влияние на процессы в этой части Кавказа, и именно с этого времени среди абхазов появились приверженцы ислама.
С конца XVIII века интерес к Кавказу стала проявлять Россия, но на пути к укреплению её позиций в этом регионе стояли свободолюбивые северокавказские племена. В 1810 году Абхазия оказалась под Российским протекторатом, а через 52 года Россия взяла её под свой окончательный контроль. Это произошло сразу после поражения коалиции северокавказских племён во время последней битвы 21 мая 1864 года на Красной Поляне, находящейся к северу от нынешнего курорта Сочи, который будет являться местом проведения зимней Олимпиады в 2014 году. Большое число абхазов были вынуждены иммигрировать, чтобы начать новую жизнь на чужбине.
Говорит Лорд Николас Ри (Lord Nicholas Rea):
- Вы строите своё общество, но в значительной степени, под защитой российских миротворцев, и имея большого соседа на другой стороне границы. Как всё это влияет на развитие вашего свободного, демократического общества?
Отвечает Лиана Кварчелия:
- Для нас сегодня присутствие российских миротворцев является фактором стабильности, с другой стороны, вы возможно слышали, что во время президентских выборов было большое давление на абхазскую сторону со стороны России для того, чтобы был избран другой кандидат.
- Не президент Багапш, а другой?
- Да, не президент Багапш, а его оппонент, и хотя они рисковали своими отношениями со своим, на сегодняшний день единственным союзником, всё же люди продолжали настаивать на том, что мы хотим сами собой управлять, мы хотим сами принимать решения, касающиеся наших внутренних дел.
Говорит Арда Инал-ипа:
- Я думаю, что вы правы, здесь очень тяжело строить демократию потому, что имеется вокруг нас столько угроз. Это враг, который всё время повторяет военные угрозы (имеется ввиду Грузия), и это очень большой сосед Россия, со своим собственным видением решения внутренних процессов. И нам не всегда нравится, когда это происходит.
Говорит Лиана Кварчелия:
- Но я думаю, что Россия пытается сохранить статус-кво на данный момент, как в Косово, так и в Абхазии, а остальной весь мирпытается навязать нам своё решение, что кажется нам несправедливым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий