Европейский взгляд на Абхазию, часть II. Республика Абхазия: Рай в подвешенном состоянии. Фильм Box2 TV.
Ну а сейчас, по всей видимости, настало время задать вопрос, кто же является исконным населением Кавказа. Узкая полоска территории, разделяющая Чёрное море от Каспийского моря, является родиной самого большого разнообразия в Европе этнических групп и языков. Если, конечно, предположить, что мы находимся в Европе.
Наряду с рядом языков, которые не являются исконными в этом регионе, но на которых сейчас здесь говорят, таких как русский, армянский или азербайджанский, имеется множество языков, принадлежащих к различным народам. Эти языки считаются коренными, по той простой причине, что мы не знаем, откуда они пришли. Языковая ситуация на Кавказе является настолько сложной, что арабский географ X века Аль-Масуди назвал Кавказ «горой языков».
Имеется около сорока так называемых «кавказских языков», они разделяются на две ветви, или, согласно другому мнению, на три языковые семьи. Грузинский язык является единственным кавказским языком, имеющим длительную письменную традицию, которая восходит к концу четвёртого века нашей эры.
В первые годы советской власти, на Кавказе пытались преодолеть царское наследие безграмотности, и создали так называемые младописьменные языки, и абхазский язык был одним из них. Хотя первые попытки создать письменность для абхазского языка предпринимались ещё в конце XIX века, но его письменная история по-настоящему начинается лишь около ста лет назад.
Абхазский алфавит основывается на кириллице. В течение своей – сравнительно короткой – письменной истории, абхазский язык сменил целые ряды алфавитов. Общим для абхазов и для ряда северокавказских народов является наличие мощной устной фольклорной традиции, и в частности эпического цикла, посвящённого легендарному народу богатырей Нартов.
Одной из выдающихся фигур абхазской культуры был Дмитрий Гулия или Дырмит Гулия – как он известен среди абхазов. Его по праву называют отцом абхазской литературы, а я держу в руках его книгу, перевод с русского, опубликованную в 1921 году. Сейчас мы находимся в Доме-Музее Гулия, расположенном в центре столицы республики, столица известна всему миру под названием города Сухум, хотя собственно абхазское имя этого города звучит как Акуа.
В возрасте семнадцати лет Гулия создал первый практический алфавит абхазского языка, которым он сам пользовался во время экспедиций в абхазские деревни. В 1925 году Гулия опубликовал уже вот эту книгу, являющуюся самой первой Историей Абхазии.
Обратимся к истории – другой колонией, основанной древними вдоль этого побережья была Диоскурия – позже переименованная в Себастополис. Сейчас я стою как раз посреди римских руин Себастополиса, прямо на знаменитом Сухумском прибрежном бульваре. Плиний – автор первого века нашей эры – писал, что римлянам приходилось нанимать не менее 130-ти переводчиков для того, чтобы вести дела в Диоскурии. И такая сложная языковая ситуация характерна не только для Абхазии, но и для всего Кавказа.
В Государственном Музее Абхазии выставлено множество экспонатов, относящихся к глубокой древности. В Абхазии находят не только сооружения классической эпохи, здесь встречаются два типа массивных каменных сооружений, или мегалитов, напоминающих древние сооружения Стоунхенджа в Англии. Я сижу перед одним из таких сооружений, которое представляет собой древнюю погребальную камеру, возрастом 5 тысяч лет.
Этот тип погребальных камер называется Дольмен, или по-абхазски, Ахат-гун. Этот дольмен был найден в селе Эшера, к северу от столицы Сухум, и установлен здесь – перед входом в Государственный Музей. Потомки того народа, который, как предполагается, создал эти древние монументы, не всегда были в состоянии контролировать судьбу своей родной земли.
Греки и римляне были лишь первыми среди чужеземцев, которые стремились к господству над этой территорией, но прежде чем мы покинем римский период, необходимо рассказать об очень важном событии, а именно о проникновении сюда христианства.
Официально христианство было введено в Абхазии во времена правления императора Юстиниана. Юстиниан правил в период между 543 и 546 годами. Однако имеются свидетельства того, что христианство существовало в Пицунде задолго до этого. В списке участников Вселенского Собора в Никее в 325 году был некий Стратофил – Епископ Пицундский.
Но конечно сегодня Пицунда знаменита в Абхазии и за её пределами благодаря великолепному Храму, который возвышается позади меня. Это крупнейший Собор в Абхазии, строительство которого относится к VI веку, а окончательно здание было достроено в X веке.
Во время своего путешествия по Абхазии, недалеко от села Эшера, я встретил человека, которого я раньше знал под именем Назария, но сейчас, после принятия монашеского сана он принял имя Игнатий. Он рассказал мне о своих взглядах на сегодняшние проблемы Церкви, расхождениях между старым и новым поколениями абхазских священников, а также о проблемах Абхазии в целом. Отец Игнатий уверен в том, что возвращение людей к Православной Церкви поможет демократическим процессам в Абхазии.
Сейчас мы находимся в Дранде, в двадцати минутах езды на юго-восток от Сухума. Эта церковь датируется VI веком, а её прототипом послужила знаменитая «Святая София» – Собор в Константинополе (современный Стамбул) – которая была основана императором Юстинианом. Любой, кто был в Святой Софии, сразу же заметит сходство. Интересно, что эта Церковь представляет собой довольно уникальный архитектурный стиль для Кавказа, и одна из уникальных черт – прямое сходство её купола с куполом Собора Святой Софии в Турции.
Церковь стоит в центре бывшего монастырского комплекса, но четыре года назад здесь возобновили церковную службу, и раз в неделю Церковь открывает свои двери для всех верующих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий